Начну, пожалуй, сильно издалека.
Будучи ролевиком я уверена, что костюм должен быть красивым и поражать воображение, ну и, естественно, не выпадать из концепции того мира, в котором происходит, собственно, действие.
Но будучи одновременно реконструктором (кстати, я не помню, писала ли я когда-нибудь почему все-таки решила стать реконструктором) я столкнулась с множеством проблем.
Скажем так, я знаю, из чего должен состоять костюм знатной дамы второй половины 13 века, из каких тканей он должен шиться, и какими источниками можно подкрепить и обосновать то, что на тебе надето. Это не так сложно оказалось.
Но все это пришло со временем, а сначала я действовала по принципу "слышу звон, да не знаю, где он"
Таким образом появился вышитый шелком и бисером льняной пояс. Красиво, но соврешенно необоснованно.
Какое-то время я обращалась за помощью к старшим товарищам, но потом научилась разыскивать то, что мне нужно, сама.
Итак, я пожалуй начну собственно про бордюр.
Сначала я нашла дома приличный кусок тонкого шелка, который кроме как на бордюр применить как-то больше некуда, тем более и муслин у меня такого серого с зеленоватым оттенком цвета.
Из Москвы приехали нитки и камушки. Кстати, вот они: материалы
Нитки, на самом деле серебряные, просто оранжевая кофточка отразилась.
Обсуждение велось на 13 с. И уже с первых страниц я поняла, что нефрит я использовать ну никак не смогу, даже если очень захочу. Недоказан.
Потом я начала искать узоры для вышивки. Нашла. Помогли.
И только спустя два месяца после основного обсуждения я поняла, что начинать-то надо было не с этого!
Все фотографии реальных бордюров, которые приводили форумчане, были нашиты либо на церковные, либо на коронационные одежды. Никакой копанины женского платья с подобным элементом не было.
Хотя именно вот этот момент вполне объясним. как мне кажется. Многие, очень многие вещи сохранились в хорошем состоянии потому и только потому, что были спрятаны заботливыми священнослужителями в сокровищницы. А поскольку кроме монахинь женщин в духовенстве не было, то и костюмы сохраниться или не могли вообще или с большим трудом. По крайней мере мне такие вещи не встречались. И я пошла другим путем.
Решила исследовать изобразительные источники на интересующий меня период с целью узнать: а украшались ли вообще женские платья бордюрами?
И достигла успеха!
Вот, например:
Нашла фотографию статуи Мадонны из Museo dell'Opera del Duomo, Florence (прошу прощения, не сильна в итальянском) (1296-1302гг)
www.wga.hu/art/a/arnolfo/5/7birth1.jpg
В том же музее, статуя св. Репараты (ок. 1310г):
www.wga.hu/art/a/arnolfo/5/1reparat.jpg

Далее Мадонна с ребенком (ок.1265):
www.wga.hu/art/c/coppo/madonnb.jpg
Кажется, секция витража (S. Martino dei Servi, Orvieto)

Св. Гертруда, витраж, Westfälisches Landesmuseum, Cologne (ок. 1280)
www.wga.hu/art/zgothic/stained/13c/14g_1250.jpg

Тот же музей, датировка ок.1280г. Витраж, по всей видимости Дева Мария с ребенком
www.wga.hu/art/zgothic/stained/13c/13g_1250.jpg